Писатель и композитор, вдохновленные родным краем

Что первое встает в памяти, когда мы слышим имя нашего земляка А.С.Новикова Прибоя? Историческая эпопея «Цусима», посвященная истории похода и гибели русской эскадры в русско-японской войне 1904 - 1905 годов, ставшая одним из лучших советских исторических романов, который написал  писатель А.С.Новиков-Прибой. Огромный жизненный опыт автора, непрерываемая связь со множеством людей, в том числе с участниками трагического морского похода, его кропотливая длительная работа с историческими источниками позволили ему создать книги творчески самодостаточные и оригинальные, что и обеспечивает им такое долголетие. Морская тема стала основной в творчестве А.Новикова-Прибоя.

Морской теме посвящал свои произведения ещё один наш земляк – композитор А.П.Аверкин. Его песня «На побывку едет молодой моряк» давно полюбилась слушателям. А.П.Аверкин  увлекался военно-шефской работой, был частым гостем на кораблях Северного флота, Тихоокеанского флота.  Он давал концерты на кораблях, торпедных катерах, подводных лодках. Память об этих днях, овеянных свежим морским ветром, принесших с собою множество встреч с мужественными, смелыми и удивительно теплыми людьми отразилась в первом сборнике песен композитора “На заставе пограничной”, изданном в 1960г. В этот сборник вошли лучшие песни армейской, флотской тематики, написанные во время поездок по воинским частям. Это песни «Моря полярные», «У белых скал», «Подводные цари», «Играет моряк на баяне» и др.

Но общее между  писателем и композитором было не только это. Оба они родились в Рязанском крае, в крестьянской семье. Писатель А.С.Новиков Прибой родился 12 марта 1877 года  (24 марта по новому стилю) в селе Матвеевское Спасского уезда (ныне Сасовского района). Композитор А.П.Аверкин родился 10 февраля 1935 года в деревне Шафторка Сасовского района.

Алексей Силыч до того, как его забрали служить на флот, занимался крестьянством, гулял по вечерам по селу с гармошкой, водил хороводы и пел с девушками песни.  С разницей почти в 60 лет бегал на такие гулянья и Саша Аверкин, впитывал все, чем наслаждалась душа в этом озере музыки и пения.

Воспоминания детства отразились в творчестве Алексея Силыча и Александра Петровича. Воспоминания о матери  Алексей Силыч опишет в рассказе «Судьба»: «Мать в сереньком ситцевом платье, в белом платке с голубыми крапинками, в истоптанных башмаках идет плавной походкой. Лицо её, когда-то красивое, покрыто сетью мелких морщин, тонкие губы строго сжаты, и только голубые глаза мерцают, излучая неземную радость».   Хорошо зная крестьянскую жизнь, писатель создал цикл острохарактерных  работ о простых русских людях – «Лишний», «Порченый», «Озверели» и многие др., показывающие изломы человеческих судеб и душ под влиянием кризиса общественных отношений в царской России в период с 1905 по 1917 годы.

 Александр Аверкин посвятил маме и  стихи -                                                                

 Облака, как два крыла у птицы,

 И земля – воздушный шар большой.

 Засыпаю, и во сне мне снится,

 Как склонилась мама надо мной…,

и песни:  «Мама, милая мама», «Раздумья». О своем творчестве  сам А.Аверкин сказал: « Пожалуй, истоки моего песенного творчества уходят корнями ещё в самое раннее детство. Ведь я родился на Рязанщине, которая по праву считается краем песни, поэтической русской природы, краем, который подарил миру Сергея Есенина».

Недалеко от Матвеевского и Шафторки протекает река Цна.  Вот что сказал о реке Цне Алексей Силыч: «Я был изумлён, когда впервые увидел реку Цну. Наша Журавка  в сравнении с ней показалась ничтожной, как мышь перед коровой». 

А Александр Аверкин любовно называл ее «Цна-игрунья». И писатель, и композитор любили народные песни, т.к. с детства слышали их в родных местах с цветастыми лугами и грибными, ягодными лесами.  Алексей Силыч говорил: «Люблю частушки. В деревнях и селах это устная газета: всё узнаешь, что произошло в течение дня и какую оценку происшествиям дают односельчане». Его самые любимые народные песни  «Веселый разговор», «Липа вековая»,  «Замучен тяжелой неволей». Сам часто пел. А композитор А.Аверкин не только любил, но и сам писал лирические припевки, задорные частушки, любовные страдания, впитавшие в себя лукавый юмор, боевой задор, бьющую ключом жизнерадостность. Не зря композитор Г.Пономаренко назвал А.Аверкина «Хранитель и продолжатель традиций в народной русской песне».    

С мальчишеских лет Алексей Силыч  пристрастился к охоте, и эту страсть он сохранил на всю жизнь. Охота являлась для него отдыхом и в то же время обогащала его творчество. В деревнях и селах, у костра на берегу озера  он встречался с охотниками и лесниками, жадно слушал их рассказы и из этих встреч он нередко черпал темы для своих будущих произведений. На местном материале построены многие рассказы писателя: « На медведя», «Среди топей», «Клок шерсти», «Речная Клеопатра».  Любил охоту и выезжал на природу и  Александр Петрович Аверкин,  черпая вдохновение от родной земли и  встреч  с людьми: «Написать песню – дело не одной-двух ночей, ибо песня есть дороги и встречи, иногда костер на берегу ночной реки, неторопливый,  обстоятельный разговор…»    Встречи со слушателями  моих песен, с теми, кто будет их петь, кто станет их героями, нужны мне как воздух…»

А.С.Новиков – Прибой  и А.П.Аверкин побывали во многих странах (в частности, в Японии). В японском  плену у Новикова возникла мысль описать пережитое. Он начал сбор материала. Вернувшись из плена в родное село в 1906 году, Новиков написал два очерка о Цусимском сражении: «Безумцы и бесплодные жертвы» и «За чужие грехи», изданные под псевдонимом А. Затёртый. А Александр Аверкин  в Японии побывал на зимней  олимпиаде в городе  Саппоро в 1972 году, где написал песню «Саппоро». Но, сколько ни странствуй, отчие края, родина детства возвращают русского человека к его истокам, ими подпитывается он, ими живёт.     Родные края всегда манили Алексея Силыча и Александра Аверкина.  Алексей Силыч приезжал на  родину, жил в селе Матвеевском, в охотничьем домике на озере Имарка, охотился. В произведениях Новикова-Прибоя  и Александра Аверкина поражает связь героев с «земной жизнью». Герои рассказов и песен служат на кораблях, плавают в далёких морях-океанах, а думают о своем, заброшенном где-то среди непроходимых лесов селе, обременены «береговыми» заботами,  волнующими всех людей. Чувствуется органическая связь писателя и композитора с народной почвой. Из воспоминаний писателя Александра Перегудова: « И еще я понял: в часы одиночества на лоне природы, слушая молчание или голоса земли, Новиков-Прибой создавал образы и положения героев своего романа. Впоследствии я убедился: многие страницы «Соленой купели» были обдуманы им не за письменным столом в привычной обстановке рабочего кабинета, а в охотничьем шалаше на берегу озера…». Александр Аверкин приезжал на родную землю с творческими встречами и концертами, писал песни о родной земле. Как сказал Александр Петрович: «В странствиях по чужим городам и весям обостреннее чувствуешь родное слово, родные напевы, а еще всегда скучаешь по Родине».        

И для родной земли А.С.Новиков-Прибой  и А.П.Аверкин  были и есть   любимые сыновья, которых здесь всегда ждали и радушно встречали, а теперь бережно хранят память о них, о тех встречах, гордятся тем, что эта Сасовская, Рязанская земля взрастила и вдохновила писателя и композитора, чьё творчество заняло достойное место в культурной летописи России.

 

Ст. научный сотрудник музея русской песни им. А.П.Аверкина            Кудрявцова А.И.