Направить обращение в администрацию города Объявления Анонсы

Основные градостроительные мероприятия

Жилищное строительство

В связи с необходимостью размещения в пределах расчётного срока нового жилищного строительства в объёме 280 тыс. м2 общей площади, потребуется освоение территорий в размере 150 га. Для этого предполагается завершение освоения внутригородских территориальных резервов и реконструкция существующих жилых территорий (около 100 га), застройка на свободных территориях застройки:

− формирование комплексной застройки, отвечающей социальным требованиям доступности объектов обслуживания, объектов отдыха и озеленения, требованиям безопасности и благоустройства;

− сохранение и увеличение многообразия жилой среды и застройки, отвечающей запросам различных групп населения;

− строительство новых жилых домов, увеличение темпов комплексной реконструкции и благоустройства жилых территорий, реконструкция домов послевоенной постройки, капитальный ремонт жилых домов;

− ликвидация аварийного и ветхого жилого фонда;

− переселение людей из жилищного фонда, находящегося в санитарно-защитных зонах;

− разработка программы обеспечения жильём социально-незащищённых слоёв населения.

При разработке генерального плана в основу формирования планировочной структуры и функционального зонирования территории города положена его индивидуальность (значимость) для региона, как достаточно крупного культурно-административного и промышленного центра.

Развитие системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры

Формирование общегородского центра заключается в объединение двух центров в единое целое: центра исторической части города и центра новых многоэтажных микрорайонов в северной части города.

Развитие городского центра вдоль ул. Ленина/ул. Пушкина может быть при условии реконструкции усадебного фонда в центре города. Кроме того, в городе были размещены объекты культурно-бытового обслуживания областного значения (театры, банки, музеи, крупные учебные заведения и т.д.).

При разработке генерального плана в городе учитывается:

− повышение роли общегородского центра, с приданием ему деловых, административных и культурных функций;

− развитие объектов и комплексов социальной инфраструктуры, обслуживания и образования, культуры и спорта, гостиниц;

− развитие сети общественных центров повседневного и периодического обслуживания жилых районов.

Центр в исторической части города предполагается усилить объектами не только городского значения, но и областного (театры, банки, высшие учебные заведения и т.д.). На пересечении объездной дороги и ж/д магистрали должен разместиться транспортно – логистический центр и кемпинг для водителей городского автотранспорта.

В новых многоэтажных микрорайонах северной части города в состав центра входят такие объекты, как: ЗАГС, муниципальный культурный центр, бассейн, компьютерный центр. Сюда же в ближайшем времени перемещается здание администрации города.

Для объединения этих центров в 2-х селитебных зонах города предлагается сформировать связь по пр. Свободы. Здесь будут располагаться гостиницы, кинотеатры, клубы, салоны парикмахерских услуг, сауны и солярии, рестораны и кафе, игровые залы (бильярд, тир и др.). А в новом микрорайоне на севере города предполагается построить аквапарк и городок аттракционов.

Подцентры обслуживания второго порядка формируются на пресечении основных транспортных магистралей. В них сосредоточены объекты первичного обслуживания: магазины, КБО, объекты питания.

Магистрали, образующие линейный центр города предлагается озеленить, так как они должны быть насыщены пешеходными направлениями и застроены торговыми комплексами (как встроенными, так и отдельно стоящими зданиями).

Районные центры формируются в точках, удобных для повседневного обслуживания, расположенные в точках пересечения магистралей, местах традиционных сосредоточения общественной жизни. При этом особое внимание уделяется реконструкции сложившихся центров, насыщению их функциями, отвечающими современным требованиям.

Система программных мероприятий проекта

Планировочная структура и функциональное зонирование территории городского округа

Планировочный каркас

В дополнение к сложившейся системе магистралей в проекте планируется закрепление за центральной частью города общегородского центра. Проектом предлагается центр города формировать вдоль ул. Ленина / ул. Пушкина и по пр. Свободы до новых многоэтажных микрорайонов. Эти улицы с объектами общегородского и областного значения призваны соединить в единую систему важнейшие районы города – исторически сложившийся центральный район и новые микрорайоны Северный и Южный, а так же вновь запроектированный.

При этом обеспечивается целостность планировочного решения, цель которого объединить два крупных сложившихся района города, а так же стать равно удобнымкак для обслуживания въезжающих в город, так и для повседневного пользования коренного населения.

От строящейся объездной дороги, связь с городом осуществляется по ул. Кадомской, вдоль которой формируется новый жилой район на юго-западе города.

Этот новый жилой район в южной части города (1-я очередь строительства), так же как и новый район в северной части (расчётный срок) должен выполнять функцию въезда на расчетный срок в г. Сасово. Они должны последовательно раскрыть вид на окружающий ландшафт и на новые современные кварталы смешанной застройки, с зелеными массивами индивидуальных садов и зеленых насаждений общественного пользования.

Генпланом намечена застройка секционными домами с объектами культурно-бытового назначения в первых этажах вдоль основных транспортных магистралей (ул. Пушкина / ул. Ленина, пр. Свободы).

В северном и в южном новых микрорайонах - предполагается организация объектов общественной инфраструктуры (детский сад, школа, поликлиника, предприятие связи и торговли).

Все функциональные зоны города связаны между собой транспортными и пешеходными направлениями. Реализация решений генплана позволит создать более привлекательную, более комфортную среду для проживания населения, позволит упорядочить застройку города, тем самым обеспечить объемно-пространственное восприятие города, улучшить ориентацию в нем.

Создание линейного общегородского центра и центров жилых районов позволит ликвидировать недостаток в объектах обслуживания.

Создание зеленых зон в городе позволит значительно повысить комфортность проживания.

Промышленные территории

Генеральный план предусматривает организацию промышленных районов с размещением в них общественных центров, включающих: административные здания, столовых, комбинатов бытового обслуживания и т.д.

В генеральном плане предусматривается благоустройство и озеленение промышленных территорий с установлением санитарно-защитных зон между промышленными предприятиями и жилыми районами, с запрещением на территории этих зон нового строительства. В северном и юго-западном районах намечаются резервные территории для возможного развития промышленных предприятий. Резервные площадки для промышленного строительства составляют около 10 га.

Новые коммунально-складские территории (около 70 га) намечены в северном промышленном районе и в юго-западной части города.

2.1.3 Система зеленых насаждений

Проектом предусматривается на расчетный срок благоустройство существующих насаждений общего пользования, а также организация новых зеленых устройств общего пользования и специального назначения.

Насаждения общего пользования. В соответствии с общим архитектурно-планировочным решением и в увязке с существующим озеленением развивается система озеленения города, основой которой являются насаждения общего пользования.

Новое строительство

1. Бульвар по пр. Свободы 2,5 га

2. Бульвар по ул. Ново-Елатомский 4,0 га

3. Бульвар по ул. Ново-Елатомский
у центральной районной больницы 1,0 га

4. Бульвар по ул. А.Мишина 6,0 га

5. Бульвар у рынка в районе железнодорожного вокзала 0,1 га

6. Бульвары по ул. Пушкина 2,5 га

7. Сквер по ул. Вокзальной 0,2 га

8. Скверы по ул. Ленина 1,5 га

9. Сквер (ул. Сасовская-Ново-Елатомская) 0,3 га

10.Бульвар по ул. Спортивной 0,3 га

11.Два сквера по ул.Типанова 0,8 га

12.Сад по пр. Свободы 0,3 га

13.Сад по ул. Типанова 2,0 га

14.Парк у пруда 30,0 га

15.Сквер в малоэтажной застройке 0,5 га

Итого новое строительство 54,7 га

Площадь насаждений общего пользования на расчетный срок составит (вместе с существующими насаждениями) 88,2 га, обеспеченность - 29,4 м2/чел., то есть превышает нормативную – 8,0м2/чел. в 3,7 раза.

Насаждения специального назначения. Организуется озеленение санитарно-защитных зон (СЗЗ) от промышленных и коммунально-складских территорий, в том числе:

1. Озеленение СЗЗ от гаражей и завода «Сасовкормаш» 0,2 га

2. Озеленение СЗЗ от Сасовского филиала ОАО «Рязаньэнерго» 4,0 га

3. Озеленение СЗЗ от железной дороги 1,5 га

Итого 5,7 га

Площадь озеленения СЗЗ на расчетный срок составит 5,7га.

Уличное озеленение учтено в профилях улиц.

Организация питомника декоративных пород в городе не проектируется. Посадочный материал можно получить из питомников Рязани, местных лесхозов, из других мест.

Планируется организация цветочно-оранжерейного хозяйства на площади 1,2 га.

Транспортная инфраструктура

Внешний транспорт

Город Сасово является третьим крупнейшим транспортным узлом Рязанской области. Город расположен в восточной части области на расстоянии 38 км от федеральной автодороги М-5 «Урал» Москва – Рязань – Самара – Челябинск. Через город проходит основная территориальная дорога «Шацк – Сасово – Касимов».

Расстояние до г. Рязани по федеральной автодороге составляет 185 км, по железной дороге – 165км. Прямое расстояние по воздуху – 145 км.

В настоящее время г. Сасово обслуживается только железнодорожным и автомобильным транспортом. Существует воздушное сообщение только на территории авиагородка в Сасовском летном училище гражданской авиации.

Автомобильные дороги

Существующее транзитное положение г. Сасово не приносит желаемого экономического эффекта, но осложняет движение внутри города. Для решения этой проблемы предлагается строительство обходных дорог города. На сегодняшний день построено 4,482 км участка обходной дороги (от автодороги на г. Касимов до железнодорожной ветки). Преступили к строительству путепровода через железнодорожную ветку «Рязань – Рузаевка».

На первую очередь проектом предлагается строительство развязки в двух уровнях на пересечении ул. Кадомская с обходной автодорогой.

− На первую очередь предлагается строительство 2-го обхода города в северной части города от автодороги «Шацк – Касимов» до автодороги «Сасово – Восход – Кадом». Трасса автомобильной дороги пройдет по свободным территориям.

− На данный момент проект строительства обхода г. Сасово (2 очередь) разрабатывается специализированным институтом. Строительство 2-го обхода города намечается на 2011 год.

Железнодорожный транспорт

Станция Сасово – вторая крупнейшая железнодорожная станция в Рязанской области.

К станции Сасово подходит со стороны Рязани участок железной дороги Рязань – Рузаевка (Московская железная дорога).

Основными проблемами железнодорожного транспорта является:

1. Железнодорожный переезд в створе ул. Шацкая является потенциально опасным участком на автодороге.

2. Отсутствие пешеходных переходов для пассажиров через железнодорожные пути около станции.

Со строительством обходной дороги транзитное грузовое движение переместится на обходную дорогу. В пересечении железнодорожной ветки «Рязань – Рузаевка» и новой автомобильной дорогой строиться путепровод через железнодорожные пути. Интенсивность движения автотранспорта на переезде уменьшиться, и переезд прекратит быть опасным участком на автомобильной дороге.

Выгодное расположение города и прохождение через него железнодорожной ветки «Рязань – Рузаевка», по которой осуществляется грузовые и пассажирские перевозки со стороны Москвы на Урал и Сибирь, создает предпосылки для развития транспортно-логистической деятельность в г. Сасово.

На территории города предлагается размещение транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Транспортно-логичтический центр представляет собой многофункциональный терминально-логичтический комплекс, предназначенный для повышения качества и эффективности всего процесса доставки грузов от производителя до конечного потребителя.

Основные виды услуг, предоставляемые ТЛЦ:

− транспортировка, погрузка, разгрузка, складирование и экспедирование грузов;

− прием, перегрузка, хранение и отгрузка грузов на различные виды транспорта;

− растаривание – распаковка оптовых партий груза из контейнеров в более мелкие единицы;

− страхование грузов;

− оптовая и розничная торговля;

− предоставление информационно-коммуникационных услуг.

В городе целесообразно организовать ТЛЦ в районе пересечения железнодорожной ветки и новой автомобильной дороги.

Для размещения ТЛЦ необходимо выделение территории площадью в 4,5 га. К территории центра проектом предлагается провести новую тупиковую железнодорожную ветку. Строительство железнодорожной ветки предлагается на расчетный срок.

Воздушный транспорт

Аэродром Сасово расположен с восточной стороны г. Сасово и принадлежит Сасовскому имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летному училищу.

Основной проблемой воздушного транспорта является финансирование перспективных планов развития.

В г. Сасово на правом берегу р. Цна размещается авиагородок. Авиагородок в настоящее время является единственным в России образовательным центром по подготовке гражданских летчиков.

Развитие малой авиации происходит во всем мире, и будет возрождаться в России, что потребует создание современных центров обучения летного состава.

В связи с этим в генеральном плане предлагается на базе авиагородка создать образовательный центр, в котором смогут обучаться, жить и отдыхать учащиеся. В образовательном центре предлагается расширение образовательной зоны, создание жилой зоны в которую должны быть включены общежития для учащихся и коттеджи для преподавателей. Также в центе предусматривается спортивная зона.

Проектом предлагается сохранение и модернизация существующего аэродрома летного училища. На базе аэродрома предлагается возрождение малой авиации в Рязанской области.

Автомобильный транспорт

Общее количество автомобилей в г. Сасово на 1 января 2007 год – 13446 ед., обеспеченность автомобилями – 450 ед. на 1 тыс. чел., из них легковые личные –284 ед. на 1 тыс. чел.


Таблица 7.2?1 Прогноз количества транспортных средств в г. Сасово количество машин – ед., обеспеченность – ед. на 1 тыс. чел.

Транспортные средства

Существующее положение

I очередь (на 2015г.)

Расчетный срок (на 2025г.)

Индивидуальные

Прочие

Всего

Индивидуальные

Прочие

Всего

Индивидуальные

Прочие

Всего

Общее количество автомобилей

8634

289

4812

161

13446

450

9657

333

6090

210

15747

543

11700

390

7800

260

19500

650

в том числе

1.легковые

8505

284

390

13

8895

297

9280

320

580

20

9860

340

11100

370

900

30

12000

400

2.грузовые

115

4

4283

143

4398

147

290

10

5075

175

5365

185

450

15

6000

200

6450

215

3.автобусы

47

2

47

2

145

5

145

5

300

10

300

10

4.автобусы малой вместимости

14

1

41

1

55

2

87

3

145

5

232

8

150

5

300

10

450

15

5.специальный автотранспорт

51

2

51

2

145

5

145

5

300

10

300

10

Примечание: Прогнозируемое количество транспортных средств определено с учетом сложившейся тенденции, выявившей увеличение доли транспорта в личной собственности.


Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств

Места постоянного и временного хранения транспортных средств

В настоящее время хранение автомобилей производиться в гаражах бывших ГСК «Автолюбитель», «Автомобилист» и ряде мелких ГСК, расположенных в северной части города. На территории кооперативов расположено около 2000 гаражей боксового типа.

Автомобили владельцев, проживающих в индивидуальной застройке, хранятся на приусадебных территориях.

Техническое обслуживание автотранспорта

В г. Сасовообслуживание транспортных средств осуществляется на станциях технического обслуживания автотранспорта и автозаправочных станциях.

Выводы

С повышением уровня автомобилизации необходимо предусмотреть территорию для строительства новых гаражей, так как старых территорий не хватает.

Расположение станций технического обслуживания на территории жилой застройки по адресам улицы: Спортивная, Кадомская и пр. Молодцова не соответствует градостроительным и санитарно-защитным нормам.

Территория для размещения новых гаражей предусматривается в коммунально-складской зоне около существующего кладбища.

На территории Авиагородка предлагается выделить территорию под строительство новых боксовых гаражей для хранения индивидуального легкового автотранспорта.

На первую очередь предлагается вынос существующих станций технического обслуживания с территории жилой застройки. Предполагаемое место размещения новых станций технического обслуживания намечается на новых территориях около существующего кладбища, ДРСУ и ОАО «САСТА».

Городские улицы и дороги

Улично-дорожная сеть города имеет мелконарезанную структуру кварталов и усадебной застройки. В центральной части города в основном преобладает малоэтажная застройка деревянными домами (одно- и двухэтажные дома), а в новых районах застройка в основном 9-ти этажными домами.

Основными магистральными улицами общегородского значения являются: Пушкина, Ленина, Ново-Елатомская, Революции, Горького, Шацкая.

Улицы районного значения: Типанова, пр. Свободы, пр. Молодцова, Деповская, Вокзальная, Октябрьская.

Основными проблемами существующей улично-дорожной сети города являются:

- техническое состояние улиц и дорог не соответствует современным требованиям;

- большинство городских улиц имеет грунтовое покрытие (протяженность 46,71 км – 64% от общей протяженности улично-дорожной сети), которое находится в плохом состоянии;

- почти полное отсутствие светофорного регулирования на основных и второстепенных перекрестках;

- полное отсутствие горизонтальной и вертикальной разметки;

- низкая плотность магистральной сети;

- прохождение грузового транзита по городским улицам.

Проектом предлагается следующие мероприятия для улучшения улично-дорожной сети города:

1. На первую очередь заасфальтировать все существующие магистрали городского и районного значения.

2. На расчетный срок заасфальтировать все городские улицы и дороги, которые имеют грунтовое покрытие.

3. В северной части города с проектом новой жилой застройки предлагается пробивка новой магистральной улицы городского значения. Строительство новой магистрали намечается на первую очередь. Новая магистраль будет примыкать к пр. Молодцова, и станет магистралью общегородского значения.

4. В юго-западной части города предлагается улицу Кадомская вывести на обходную дорогу для связи новой автодороги с центром города. По улице предлагается пустить общественный транспорт. Улицы Ленина и Пролетарская преобразовать в магистрали общегородского значения.

5. Организация улично-дорожной сети в новых проектных жилых районах. Новые районы располагаются в северной и западной частях города.

6. Организация площади для новой автостанции в районе пересечения улиц Вокзальная и Ветеранов Октября. Потребуется 1,0 га для размещения площади и территории здания автостанции.

7. Организация регулируемых и саморегулированных перекрестков на главных улицах.

Проектом предлагается строительство следующих искусственных сооружений через ручей Сасовка:

1. Автомобильный мост в створе улиц Пролетарская и Ленина.

2. Автомобильный мост в створе ул. Кадомская.

3. В районе существующей плотины в створе ул. Шацкая 9 метровый мост с 6 шлюзами, так как из-за недостаточной пропускной способности водопропуска подтапливается часть жилой застройки.

Городской транспорт

Городской пассажирский транспорт в г. Сасово представлен автобусом и микроавтобусом. Пассажирскими перевозками в городе в основном занимается автотранспортное предприятие ОАО «Автоколонна № 1664». Также в городе перевозки осуществляет ООО «Сасовское АТП».

Основные проблемы по автобусному сообщению:

Низкая рентабельность выполняемых рейсов:

− невысокая платежеспособность населения;

− низкие тарифы на проезд;

− высокая стоимость ГСМ;

− износ подвижного состава;

− сокращение дотации на проезд льготных категорий граждан.

Дороги и улицы в городе с неудовлетворительным состоянием проезжей части с автобусными маршрутами: ул. Советская, ул. Пушкина в районе ОАО «Рязаньэнерго», ул. Революции в районе Трикотажной фабрики, ул. Курашова, ул. Ветеранов Октября.

Проектом предлагается организация автостанции в районе пересечения улиц Вокзальная и Ветеранов Октября. Потребуется 1,0 га для размещения площади и территории здания автостанции. Новая автостанция будет располагаться в близи железнодорожного вокзала.

В связи со строительством новой жилой застройки за ручьем Сасовка нашим проектом предлагается на магистрали общегородского значения ул. Кадомская и ул. Пролетарская – Ленина организовать автобусное сообщение, связать новую жилую застройку с центром города.

Для повышения плотности сети линий наземного транспорта предлагается открыть новые маршруты по следующим улицам:

− на первую очередь: Кадомская, Ленина, Пролетарская, Советская, Советов, Вокзальная, Деповская.

− на расчетный срок: по проектируемым улицам в северной застройке.

Для организации комфортных перевозок населения предлагается на первую очередь приобретение новых автобусов, с заменой существующего парка.

Инженерная инфраструктура

Водоснабжение

Источники водоснабжения

Источниками водоснабжения г. Сасово могут быть подземные воды и поверхностные источники.

В пределах г. Сасово подземные воды приурочены к толще трещиноватых известняков Каширского водоносного горизонта. Глубина залегания Каширского водоносного горизонта составляет 30-38 м.

В качестве поверхностного источника водоснабжения может рассматриваться р. Цна. Вода реки характеризуется, как грязная и в качестве источника водоснабжения города может быть использована только после очистки на специализированных очистных сооружениях. Организация поверхностного водозабора с последующей очисткой воды для хозяйственно-питьевых целей экономически не выгодна.

Исходя из этого, принято решение для водоснабжения г. Сасово использовать подземные водыкоренных Каширского водоносного горизонта. Для целей водоснабжения в городе используются городской водозабор, расположенный в с. Фроловское, а также восемь артезианских скважин с водонапорными башнями, расположенными в районах с 1-3-х этажной застройки. Площадка городского водозабора располагается на левобережном коренном склоне долины р. Цна.

Водозабор работает на неутвержденных запасах пресных подземных вод Каширского водоносного горизонта.

Выводы

Максимальные потребные расходы воды для городского муниципального хозяйственно-питьевого водопровода в настоящем генплане определены равными:

1-ая очередь – 8,71 тыс. м3/сут.,

расчетный срок – 10,86 тыс. м3/сут.

Покрытие данных расходов предусматривается за счет подземных вод каширского водоносного горизонта городского водозабора. На первую очередь необходимо произвести мониторинг подземных вод.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

В целях предохранения источников водоснабжения от возможного загрязнения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривается организация зон санитарной охраны из трех поясов:

− 1-й пояс – радиус зоны санитарной охраны вокруг скважин принимается 30 м. Зона ограждается забором, в ней запрещается пребывание посторонних людей.

− 2-й пояс – санитарной охраны ограничен территорией, на которой расположен куст артскважин и водопроводные сооружения I и II подъема и является зоной ограничений 800´800 м.

− 3-й пояс – положение расчетных границ зон санитарной охраны определяется расчетным путем, соответственно на 400 суток выживаемости бактерий в условиях подземного водозабора и срока амортизации, с учетом времени движения стойкого загрязнения от границы зон санитарной охраны.

Границы зон определяются и обосновываются специальным проектом.

На всех водозаборах должны быть проведены все мероприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Схема водоснабжения

Проектом предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения г. Сасово.

Водоснабжение города планируется осуществлять от подземного водозабора, расположенного в с. Фроловское, а также от скважин расположенных в черте города.

Схема водоснабжения города представляется следующим образом:

Вода подается в распределительную сеть города от скважин расположенных на территории городского водозабора насосами I-подъема и перекачивается в резервуары чистой воды, откуда насосами НС II-подъема подается в жилые микрорайоны и на НС-III-подъема, расположенную в промышленной зоне. Насосной станцией III вода подается потребителям промышленной зоны.

На территорию Авиагородка вода будет поступать от собственных трех скважин.

Водопроводная сеть трассируется по кольцевой схеме, оборудуется арматурой и пожарными гидрантами. Емкость резервуаров необходимая для хранения пожарных и аварийных запасов воды, объемов для регулирования неравномерного водопотребления воды ориентировочно принимается в размере 10-15% от суммарного водопотребления.

Система водоснабжения города принята низкого давления; категория по степени обеспеченности подачи воды – первая.

Одними из основных мероприятий, которые следует провести в кратчайшие сроки, являются:

− ремонт водоразборной сети;

− реконструкция станции обезжелезивания;

− реконструкция водонапорных башен и водозаборных колонок;

− проведение поисково-разведочных работ и оценку эксплуатируемых запасов подземных вод;

− разработка проекта определения границ (II и III-го поясов) зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

− приведение зон санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02;

Водоотведение

В г. Сасово предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоотведения.

Принципиальная схема хозяйственно-бытовой системы водоотведения: хозяйственно-бытовые сточные воды с северной части города по системе напорно-самотечных коллекторов поступают в центральную сеть, а затем насосными станциями перегоняется на канализационные очистные сооружения биологической очистки, которые находятся в северо-восточной части города, на территории промышленной зоны (Промышленный проезд). После очистки сточные воды сбрасываются в р. Цна, рыбохозяйственный водоем I категории.

Водоотведение от Авиагородка будет осуществляться по системе единым коллектором на очистные сооружения биологической очистки ФГОУ СПО «СЛУГА». После очистных сооружений сточные воды сбрасываются одним выпуском в р. Цна.

По условиям рельефа местности дополнительно к 3 существующим насосным станциям предусматривается построить 5 канализационных насосных станций на первую очередь и 2 на расчетный срок. Все существующие канализационные насосные станции подлежат реконструкции.

Из-за большого процента износа канализационных сетей, необходимо произвести их реконструкцию.

Производственные сточные воды после предварительной очистки на заводских очистных сооружениях принимаются в городскую канализацию в соответствии с «Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов».

Намечается канализование районов новой застройки. Канализование существующей усадебной застройки предлагается на расчетный срок. Необходимо отметить, что организация в районах усадебной застройки очистных автономных систем канализации может привести к загрязнению подземных вод, которые в городе имеют повсеместное распространение и широко используются для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. В этих районах временно до строительства централизованной канализации рекомендуется оборудование отдельных домовладений биотуалетами заводского изготовления.

Проектом предусматривается реконструкция очистных сооружений, на которых очистка стоков будет проводиться по полной биологической схеме, с применением технологий денитрификации и дефосфотирования и доочисткой на фильтрах. Также проектом предусматривается реконструкция станции обеззараживания. Выпускной коллектор от очистных сооружений до р. Цны находится в аварийном состоянии. Предлагается проектом строительство второй нитки выпускного коллектора.

В целях обеспечения охраны водоемов от загрязнения, существующие аварийные выпуски неочищенных сточных вод ликвидируются.

Энергоснабжение

Электроснабжение

− реконструкция трансформаторных подстанций;

− замена устаревшего оборудования на подстанциях города.

− замена трансформатора ТМ-2500-35/10 на ТМ-3200-35/10 на п/с «Нива» с повышением мощности с 2,5 МВА до 3,2 МВА.

− реконструкция сетей 10/0,4 кВ, с заменой воздушных линий на кабельные.

− закольцовка тупиковых участков схемы электроснабжения

Теплоснабжение

− замена устаревшего теплофикационного оборудования;

− замена изношенных участков тепловых сетей и их теплоизоляции;

− замена низкоэффективной теплоизоляции участков тепловых сетей (без замены труб);

− выполнение изоляции внутриквартальных тепловых сетей;

− установка приборов учета газа с корректором на внутриквартальных котельных;

− внедрение приборов учёта расхода теплоэнергии потребителями (счетчиков);

− внедрение автоматического регулирования отпуска тепловой энергии на котельных;

− инвентаризация всех теплосетей и составление на них паспортов;

Газоснабжение

− перенос существующей ГРС и АГРС южнее, как показано на «Схеме энергоснабжения г. Сасово»;

− изменение трассировки участков газопроводов от ГРС и от АГРС как показано на «Схеме энергоснабжения г. Сасово»;

− перевод потребителей сжиженного газа на природный, полная газификация города.

Инженерная подготовка территории города

В соответствии с архитектурно-планировочными решениями и природно-климатическими условиями, предусматриваются следующие мероприятия по инженерной подготовке территории:

1. Организация и очистка поверхностного стока.

2. Защита от затопления.

3. Благоустройство оврагов и крутых склонов.

4. Благоустройство и регулирование русел водотоков и водоемов.

5. Организация пляжа.

1. Организация и очистка поверхностного стока

Проектом предусматривается устройство смешанной системы дождевой канализации, которая включает в себя как сеть закрытых, так и открытых водостоков.

Закрытые водостоки предусматриваются в районах капитальной и коттеджной застройки, а также на территории промышленных и коммунально-складских зон. Расположение водостоков принято с учетом того, что длина свободного пробега воды по лотку проезжей части улиц от водораздела до первого водоприемного колодца при продольном уклоне до 0,005 равна 150 м, при уклоне более 0,005 – 300 м. Средний диаметр закрытых водостоков принят 0,5 м. Начальная глубина заложения закрытых водостоков принимается не менее 1,60 м, что обусловлено глубиной промерзания грунта.

В районах индивидуальной застройки, а также на территории зеленых зон предусмотрены открытые водостоки. В качестве открытых водостоков приняты канавы трапециидального сечения. Ширина по дну – 0,5м, глубина – 0,6-1,0м, заложение откосов 1:2. Крепление откосов предусматривается одерновкой.

Открытые водостоки будут выполнять функцию дренажа. На участках территории с уклонами более 0,03 во избежание размыва проектируется устройство бетонных лотков прямоугольного сечения. Ширина лотков 0,4-0,6м, глубина – 0,6м.

Трассировка водоотводящей сети производилась с учетом бассейнов стока. Преимущественно водоотвод предусматривается самотеком. Вместе с тем, проектируется один напорный участок дождевой канализационной сети.

Водоприемниками водосточной сети являются реки Цна и ее притоки Сасовка и ручей Сасовка.

По требованиям, предъявляемым в настоящее время к использованию и охране поверхностных вод, все стоки перед выпуском в водоем должны подвергаться очистке на специальных очистных сооружениях дождевой канализации.

Очистные сооружения будут принимать наиболее загрязненную часть поверхностного стока, при этом очистке должно подвергаться не менее 70% годового объема поверхностного стока.

Всего предусматривается строительство восьми очистных сооружений дождевой канализации. Из них три очистных сооружения дождевой канализации городского значения и пять локальных очистных сооружения (колодец-отстойник).

В качестве закрытых сооружений очистки ливневых стоков проектом предусмотрено устройство очистных сооружений блочной конструкции. При этом количество блоков устанавливается в зависимости от общей требуемой производительности. Установки и станции очистки такого типа имеют много преимуществ: минимальные габариты, компактность, простоту и надежность в эксплуатации, высокую автоматизацию.

В настоящее время имеется большое количество научно-производственных предприятий (ЗАО «Севзапналадка Росводоканал», ООО НПФ «Экосервис», НПП «Полихим», НИЦ «Потенциал-2», фирма «OyLabkoAb» (Финляндия) и другие), специализирующихся на разработке технологий очистки дождевых вод, производстве установок и станций полной заводской готовности различной производительности и степени очистки.

В соответствии со СНиП 2.04.03-85, зона санитарного разрыва от застройки для открытых очистных сооружений дождевой канализации составляет не менее 100м, для закрытых – не менее 50 м.

2. Защита от затопления

В качестве основного мероприятия по предотвращению затопления предусматривается осуществить подсыпку до не затапливаемых отметок паводком 1% обеспеченности (92,5 мБС с учетом запаса 0,5м).

Строительство новой застройки на территориях, попадающих в зону воздействия паводка 1% обеспеченности, может быть предусмотрено только на подсыпанных территориях до не затапливаемых отметок.

Также проектом предлагается на месте существующей плотины построить 9 метровый мост с 6 шлюзами, так как из-за недостаточной пропускной способности водопропуска подтапливается часть жилой застройки.

3. Благоустройство оврагов и крутых склонов

Развитие овражной сети на территории города нежелательно по следующим причинам: затрудняется планировочное решение города, появляется необходимость в возведении мостов, земляных дамб и других сооружений при переходах через овраги, затрудняется прокладка общегородских коммуникаций, разрушаются здания, сооружения, подземные коммуникации, чрезмерно осушаются приовражные территории, что отрицательно влияет на зеленые насаждения. Сасовский овраг разрезает западную окраину городской застройки. В настоящее время склоны оврага засорены многочисленными свалками.

В целях недопущения указанных явлений, проектом предусматривается комплекс мероприятий по стабилизации овражно-балочной сети города.

На всех оврагах и крутых склонах необходимо предусмотреть следующие мероприятия по их благоустройству:

1. организация поверхностного стока на прилегающей территории;

2. при наличии растительного покрова на склонах дополнительное укрепление склонов путем залужения, посадки кустарника;

3. восстановление растительного покрова на склонах при его отсутствии;

4. соблюдение безопасного отступа застройки от бровки оврага.

В случае особенно крутых (более 25°-35°) и оголенных склонов производится предварительная планировка откосов привозным грунтом до заложения 1:2,5, затем поверхность укрепляется железобетонными дырчатыми плитами с посадкой в ячейки растений с развитой корневой системой. Предварительно на откос должен быть уложен слой геотекстиля, выполняющий роль обратного фильтра. Как вариант, можно рассматривать крепление откосов габионами (сетки, набитые камнями) с предварительной укладкой геотекстиля. На более пологих склонах предусматривается залужение, посадки кустарника.

При невозможности уполаживания или террасирования крутых склонов предусматривается крепление их одерновкой, при необходимости – ячеистыми железобетонными плитами.

Большое значение для предотвращения роста оврагов имеют мероприятия по организации поверхностного стока. После реализации указанных мероприятий рост оврагов прекратится.

В соответствии с планировочным решением, предусматривается засыпка части отвержков оврагов для использования территории под трассировку улично-дорожной сети.

После стабилизации и благоустройства территории овраги по планировочному решению используются для устройства зон отдыха, парков, садов.

4. Благоустройство и регулирование русел водотоков и водоемов

Внутренние водотоки играют большую роль в регулировании водного режима городской территории. В связи с этим предусматривается комплекс мероприятий по улучшению состояния водотоков и водоемов:

− очистка русел и пойм водотоков от мусора;

− спрямление русла реки Сасовка и ручья Сасовка;

− смягчение продольных уклонов;

− регулирование русел (расчистка, дноуглубление и профилирование).

− планировка береговых склонов и укрепление их растительностью (одерновка, посев трав, посадка кустарника);

− проведение мероприятий по благоустройству прилегающей к водным объектам территории: вырубка сухостоя, расчистка кустарника, окашивание берегов во избежание зарастания болотной растительностью, благоустройство дорожно-тропиночной сети.

Проектом предусматривается проведение большого комплекса мероприятий по благоустройству акватории прудов, расположенных на территории города. В основном указанные мероприятия включают в себя расчистку от водной растительности, частичное дноуглубление акватории, профилирование дна водоема, укрепление берега одерновкой, ликвидацию сбросов неочищенных сточных вод.

После проведения рекультивации внутригородские водотоки будут служить естественными дренами и обеспечивать дополнительную защиту территории от подтопления.

5. Организация пляжа

В г. Сасово на приречной территории р. Цны проектом предусматривается организация пляжей.

По своим природным условиям берега р. Цны являются естественными песчаными пляжами. Отсыпка проектируется с уклоном поверхности пляжа в сторону акватории 0,015. Дно акватории, прилегающей к пляжу, на расстоянии до 30 м также подсыпается слоем песка или гравия до 15-20 см. Рельеф дна водоема в месте купания должен углубляться постепенно, не иметь уступов, дно должно быть плотное, свободное от камней, коряг. Дно планируется с уклоном от 0,07 до 0,12.. Глубина водоема на участках, используемых для купания должна быть не более 2м, причем водная акватория имеет две зоны: для не умеющих плавать – с глубиной до 1,2м, для умеющих плавать – глубиной до 2м.

Природоохранные мероприятия

Охрана воздушного бассейна

Проблема охраны атмосферного воздуха сводится к решению следующих задач:

− Внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, установка и совершенствование существующих установок газоочистных и пылеулавливающих установок исключающих выделение в атмосферу вредных веществ (ОАО «САСТА», ООО «Агропромышленный комплекс Сасовский комбинат хлебопродуктов», Агропромсервис;

− Разработка проектов ПДВ на всех предприятиях города, а также сводного тома для всего города.

− Разработка проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) на всех предприятиях города. Обеспечение нормируемых санитарно-защитных зон при размещении новых и реконструкции (техническом перевооружении) существующих производств, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

− Организация системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, установка нескольких стационарных и передвижных постов наблюдения на перекрестках с наиболее интенсивным транспортным движением, а также в районах промышленных предприятий:

− пересечение ул. Кадомская – ул. Ново-Елатомская;

− пересечение ул. Ленина – ул. А.Мишина;

− пересечение пр. Свободы – ул. Типанова;

− пересечение пр. Молодцова – ул. Деповская;

− пересечение пр. Свободы – новая проектируемая улица;

− пересечение ул. 8 Марта – улица без названия.

− Совершенствование и развитие сетей автомобильных дорог города (доведение технического уровня существующих дорог в соответствии с ростом интенсивности движения, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к городу, строительство обходов с целью вывода из них транзитных потоков).

− Закрытие и рекультивация существующей переполненной и не удовлетворяющей санитарно-экологическим нормам свалки твердых бытовых и промышленных отходов, разработка проекта и строительство нового полигона удовлетворяющих экологическим и санитарно–гигиеническим требованиям; ликвидация всех несанкционированных (стихийных) свалок по городу.

− В бесснежный период в сухую погоду необходим полив улиц, особенно в центральной части города для предотвращения попадания пыли, содержащей частицы токсичных веществ в дыхательные пути и на кожу горожан.

− Расширения площадей декоративных насаждений, состоящих из достаточно газоустойчивых растений. Создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог и озеленение улиц и санитарно-защитных зон.

Охрана поверхностных вод

После утверждения Генерального плана г. Сасово должен быть разработан «Проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос», где водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы должны быть откорректированы с учетом планировочных и инженерных решений генерального плана.

В пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос вводится особый режим хозяйствования.

В пределах ВОЗ запрещается:

− проведение авиационно-химических работ;

− применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

− использование навозных стоков для удобрения почв;

− размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

− складирование навоза и мусора;

− заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и др. машин и механизмов;

− размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территории дачных и садово-огородных участков;

− проведение рубок леса главного пользования;

− проведение без согласования с бассейновыми и др. территориальными органами управления использованием и охраны водного фонда строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и др. объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и др. работ.

В пределах ПЗП дополнительно запрещается:

− складирование отвалов размываемых грунтов;

− выпас и организация лагерей скота кроме использования традиционных мест водопоя, устройство купочных ванн;

− установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

− движение автомобилей и тракторов кроме автомобилей специального назначения.

В пределах ПЗП разрешается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборов, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование в которой установлены требования по соблюдению водоохранного режима. ПП, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

В целях охраны и рационального использования водных ресурсов проектом предусматривается:

− реконструкция канализационного коллектора и канализационных насосных станций;

− ввод новых очистных сооружений для очистки городских хозяйственных бытовых стоков.

− оптимизация системы управления городскими стоками;

− строительство ливневой канализации с очистными сооружениями;

− увеличение производительности систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на промышленных предприятиях;

− организовать постоянный контроль качество сбрасываемых сточных вод;

− организация водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

− организация регулярного гидромониторинга поверхностных водных объектов.

Охрана подземных вод

Охрана подземных вод подразумевает под собой проведение мероприятий по двум основным направлением – недопущению истощения ресурсов подземных вод и защита их от загрязнения.

Основными мероприятиями, направленными на предотвращение загрязнения и истощения подземных вод приняты:

− проведение гидрогеологических изысканий, переутверждение запасов подземных вод;

− на всех существующих водозаборах, работающих как на утвержденных, так и на неутвержденных запасах подземных вод необходима организация службы мониторинга (ведение гидрогеологического контроля и режима эксплуатации);

− приведение водоотбора на существующих водозаборах в соответствие утвержденным запасам подземных вод;

− установка водоизмерительной аппаратуры на каждой скважине, для контроля над количеством отбираемой воды;

− проведение ежегодного профилактического ремонта скважин силами водопользователей;

− сокращение использования пресных подземных вод для технических целей;

− применение оборотного водоснабжения на основных промышленных предприятиях;

− организация вокруг каждой скважины зоны строгого режима – I пояса;

− обязательная герметизация оголовков всех эксплуатируемых и резервных скважин;

− вынос из зоны II пояса ЗСО всех потенциальных источников загрязнения;

− систематическое выполнение бактериологических и химических анализов воды, подаваемой потребителю.

На всех водозаборах необходима организация службы мониторинга по ведению гидрогеологического контроля над режимом эксплуатации скважин и качеством воды, подаваемой потребителю.

Охрана зеленых насаждений. Зеленая зона города

Строительные или другие организации, осуществляющие гражданское, промышленное или иное строительство, связанное с нарушением почвенного слоя, обязаны снять и сохранить плодородный слой почвы для использования его в зеленом строительстве, а также восстановить прилегающие земельные участки и зеленые насаждения, нарушенные при производстве строительных работ, немедленно после окончания строительства.

Растительный грунт, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, должен срезаться, перемещаться в специально выделенные места и складироваться. При работе с растительным грунтом следует предохранять его от загрязнения, размыва, выветривания и смешивания с нижележащим нерастительным грунтом.

Особое внимание должно уделяться содержанию зеленых насаждений, так как воздушная и почвенная среда в городе резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений.

Повышенная загазованность, задымленность и запыленность воздуха, особенности температурного и водного режимов воздуха и почвы, неблагоприятные химические и физико-механические свойства почвы, загрязненность ее веществами антропогенного происхождения, наличие каменных и металлических поверхностей, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений оказывают постоянное негативное влияние на растения. В результате изменения экологии нарушается стабильность процессов обмена веществ, прекращается рост и снижается адаптационная способность растений, т.е. возможность приспосабливаться к изменяющимся факторам городской среды, что приводит в конечном итоге к более раннему физиологическому старению растительного организма.

Соблюдение правил содержания зеленых насаждений с учетом специфичности среды их произрастания является необходимым условием создания устойчивых, долговечных и высоко декоративных насаждений в городе.

Деревья в насаждениях и, особенно, на городских улицах и магистралях нуждаются в регулярном поливе, который должен обеспечивать постоянную оптимальную влажность в корнеобитаемом слое почвы. Наилучшего развития дерево достигает при влажности почвы 60% от полной влагоемкости. Недостаток влаги в почве сокращает доступность для растения элементов минерального питания.

Нормы и кратность полива зависят от погодных условий, механического состава почвы и ее влажности, степени влаголюбия и засухоустойчивости пород деревьев, глубины и ширины залегания корневой системы. В среднем полив деревьев следует производить из расчета 50 л на 1 м2 приствольной лунки на почвах легкого механического состава и до 75 л – на почвах тяжелого механического состава, однако кратность поливов на песчаных и супесчаных почвах должна быть выше, чем на глинистых и суглинистых.

Сроки и кратность поливов зависят от возраста растений, фазы развития и внешних условий. Деревья до 15 лет в сухую и жаркую погоду следует поливать 10-15 раз в вегетационный сезон, для взрослых растений кратность поливов снижается до 4-6 раз, в массивах - до 2-4 раз в сезон.

Питание растений - исключительно важная составная часть обмена веществ в растительном организме, которая определяет направленность, биохимических превращений и обеспечивает их развитие и устойчивость к неблагоприятным условиям. Режим питания регулируется путем внесения органических и минеральных удобрений.

Точные дозы удобрений можно установить только на основании полного анализа почвы, однако существуют усредненные оценки обеспечения почв минеральными и органическими веществами, на основании которых даются рекомендации по применению удобрений.

Подкормку насаждений осуществляют путем внесения в почву минеральных удобрений из расчета г действующего вещества на 1 м2 приствольной лунки (см. нижеследующую таблицу).

Таблица 10.4?1Нормы внесения минеральных удобрений

Породы

Количество минеральных удобрений, г/м2 степной зоны

N

P2O5

K2O

Лиственные

25

50

12,5

Хвойные

25

75

12,5

Кустарники

Одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны, Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная.

Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы) во избежание их обламывания и образования ран на стволе.

Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. Однако одновременное удаление большого количества крупных ветвей нецелесообразно, поэтому их лучше удалять постепенно, по 1-2 ветви в год.

Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.

Одновременно с омолаживанием кроны в целях повышения жизнеспособности ослабленных деревьев и кустарников следует проводить и омолаживание корневой системы. Для этого растение окапывают траншеей шириной 30-40 и глубиной 40-60 см, на расстоянии, равном 10-кратному диаметру ствола. После зачистки корней в траншею следует насыпать удобренную землю и полить растение.

Формовочная обрезка проводится с целью придания кроне заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей.

На озелененных территориях запрещается:

− складировать любые материалы;

− устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;

− использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, использование роторных машин на уборке озелененных улиц и площадей допускается лишь при наличии на машине специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения;

− сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;

− сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников ( целесообразно их собирать в кучи, не допуская разносов по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования , вывозить на свалку или использовать при устройстве дренажа);

− посыпать солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия;

− сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;

− проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций согласно установленным правилам

− проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);

− ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), устраивать игры,

− разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;

− подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;

− добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;

− рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;

− разорять муравейники, ловить и уничтожать птиц и животных.

Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.

При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны:

− согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждений и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее, чем за два дня;

− ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;

− при производстве замощений и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства не менее 2 м с последующей установкой железобетонной

− решетки или другого покрытия;

− выкопку траншей при прокладке инженерных коммуникаций производить в соответствии с пунктом 4.6-11

− при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;

− не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;

− подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;

− работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;

− сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.

Санитарная очистка территории

Очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, обеспечивающих экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и охрану окружающей среды.

Генеральная схема очистки – проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.

Согласно статистическим данным численность населения города Петрозаводска на 01.01.2005г. Составила 267,6 тыс. человек.

С учетом прогнозируемого успешного развития экономики и достижения средних темпов экономического роста и в соответствии с предложениями Генерального плана ожидается повышение уровня жизни населения и, как следствие, стабилизация, а затем рост численности населения к 2015 году до 270,0 тыс. чел, а к 2025 году – до 280,0 тыс. чел.

Таблица 10.5?1

Показатели

Существующее положение

I очередь (2015 г.)

Расчетный срок (2025 г.)

Численность населения (тыс. человек)

29,9

29,0

30,0

Норма накопления ТБО на 1 человека, кг/год

260

280

300

Количество отходов, тыс. т/год

7,8

8,1

9,0

Норма накопления отходов на 1 человека, м3/год

1,0

1,2

1,4

Объем отходов, тыс. м3/год

30

34,8

42,0

объём отходов, подлежащих захоронению на полигоне с учетом сортировки и отбором утильной фракции, в уплотнённом состоянии (тыс. м3)

-

3,5

4,2

Численность населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта обезвреживания.

По оценкам экспертов, более 60 % бытовых отходов – это потенциальное вторичное сырье, которое можно переработать и с выгодой реализовать. Еще около 30 % - это органические отходы, которые можно превратить в компост.

Твердые бытовые отходы – это богатый источник вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатный" энергоноситель, так как бытовой мусор – возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. Однако для любого города и населенного пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность, а также условия жизни населения в целом.

Как известно, подавляющая масса ТБО в мире пока складируется на мусорных свалках, стихийных или специально организованных в виде "мусорных полигонов". Однако это самый неэффективный способ борьбы с ТБО, так как мусорные свалки, занимающие огромные территории часто плодородных земель и характеризующиеся высокой концентрацией углеродсодержащих материалов (бумага, полиэтилен, пластик, дерево, резина), часто горят, загрязняя окружающую среду отходящими газами. Кроме того, мусорные свалки являются источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод за счет фильтрации атмосферных осадков. Зарубежный опыт показывает, что рациональная организация переработки ТБО дает возможность использовать до 90% продуктов утилизации в строительной индустрии, например в качестве заполнителя бетона.

В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, сжигание, биотермическое компостирование и др. Для города Петрозаводска наиболее оптимальным вариантом послужит строительство мусороперерабатывающего завода с сортировкой утильной фракции.

Постановлением главы Сасовского района от 13.09.1999г. № 194 было принято решение об отводе земельных участков Сасовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства, для проведения проектно-изыскательных работ, под размещение нового полигона твердых бытовых отходов.

Проект на строительство полигона по захоронению твердых бытовых отходов выполнен в 2000 году Институтом «Рязаньагропромспецпроект». Под строительство полигона выделены овраги в 700 м н.п. 12 лет Октября Сасовского района. Проектом составлена общая схема полигона на весь срок эксплуатации (25 лет) с разработкой проекта на первую очередь строительства со сроком эксплуатации 8 лет. Общая вместимость полигона на весь срок эксплуатации составит 378 тыс. м3.

В том числе:

1-я очередь – 95 тыс. м3,

2-я очередь – 85 тыс. м3,

3-я очередь – 198 тыс. м3.

Проектом предусмотрены следующие основные элементы полигона ТБО: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, стоянка для хранения техники, дезбарьер, инженерные сооружения и коммуникации. Рабочим проектом также предусмотрены мероприятия по предотвращению негативного воздействия полигона на окружающую среду. В основании котлована полигона, его откосов и дамбы обвалования предусмотрено устройство противофильтрационного экрана из суглинка толщиной 0,5 м. Кроме того, с трех сторон котлован полигона ограждается дамбой из грунта, используемого для устройства промежуточных слоев и закрытия полигона после его заполнения. Для предохранения попадания в ручей стоков с территории хозяйственной зоны предусмотрена ливневая канализация. Все стоки будут собираться в пруд-отстойник. Площадка для мойки машин запроектирована с оборотным водоснабжением.

Подъезд к полигону предусматривается от запроектированной автодороги. Автомобильные проезды на территории проектируемого участка запроектированы с асфальтобетонным покрытием.

По Схеме Территориального планирования Республики Карелия предлагалось создание в Сасовсом районе центра по сбору и частичной переработке отходов с прилегающих районов, а именно: Ермишинский, Кадомский, Пителинский, Чучковский, Шацкий и Сасовский районов.

Суммарное количество образующихся отходов с этой территории составляет около 16 тыс. тонн/год. Для столь небольшого количества отходов проектом предлагается строительство небольшого завода с установками сортировки крупного габаритных отходов, стекла, полимеров, металлов и др.

Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов, для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на завод по сортировке отходов в Сасовский район.

После сортировки неутилизируемая часть отходов захоранивается на полигоне, а вторсырье отвозится в Рязанский район на завод по переработке вторсырья.

Поскольку новая свалка будет введена в эксплуатацию не раньше 2008 года, для продления срока службы существующей свалки необходимо разработать и утвердить программу производственного контроля за санкционированной свалкой ТБО на период до момента ввода в эксплуатацию новой свалки, а также проведение работ по рекультивации существующей городской свалки ТБО, с момента ввода в эксплуатацию новой свалки.

Организация системы санитарно-защитных зон

Город имеет два сформированных промышленных района. Северный район включает ОАО «Саста», ЗАО «ПОКО «Сасовотехмаш», ОАО «СДСК» и др. За 2003 – 2004 гг. в северном районе размещены: завод «Безалкогольной, слабоалкогольной и винодельческой продукции», завод «Металлконс», строится газотурбинная установка. Западный район расположен на магистрали Сасово – Касимов. Он формируется ПК «Сасовоагропромсервис» и др.

На чертеже «Комплексная оценка территории» показаны санитарно-защитные зоны от существующих предприятий, организаций и отдельных объектов города в соответствии с санитарной классификацией предприятий согласно санитарным нормам и правилам (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03).

Для благополучного сосуществования и дальнейшего развития всех городских образований, как селитебных, так и промышленных и коммунально-складских, важным является организация СЗЗ с проведением мероприятий по:

1. Выселению людей живущих в санитарно-защитных зонах или разработка проектов по сокращению СЗЗ на предприятиях;

2. Снижению выбросов вредных веществ в атмосферу:

− перевод всех котельных на газовое топливо;

− установка пыле- и газоулавливающего оборудования на предприятиях;

− реконструкция и усовершенствование имеющегося оборудования;

3. Снижению уровня шума;

4. Благоустройству СЗЗ, в том числе методом озеленения.

По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03 запрещается проживание людей в СЗЗ.

Решение вопроса о жилой застройке, расположенной в СЗЗ, может решаться несколькими путями:

− Жилая застройка может быть вынесена из СЗЗ за счет промпредприятия. Эта процедура осуществляется в соответствии с пакетом законодательных документов, разработанных и принятых Администрациями муниципальных образований области;

− Размеры СЗЗ могут быть уменьшены (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п 2.19) при:

− объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды;

− подтверждение замерами снижения уровня шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

− уменьшение мощностей, изменение состава, перепрофилирование предприятия и связанным с этим изменением класса опасности;

− Для капитальной и индивидуальной застройки расположенной в СЗЗ вводится регламент использования этой территории:

− запрет на строительство нового жилого фонда;

− увеличение норм жилобеспеченности;

− уменьшение тарифов оплаты за жилье (за счет предприятий).